О нас

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти» является одним из первых, стоящих у истоков инклюзивного (интегрированного) обучения.
В 1980 году по просьбе родителей детей с нарушением слуха Решением Мингорисполкома были открыты специальные классы, дающие равные возможности данной категории учащихся наравне со здоровыми сверстниками в получении общего среднего образования. В этом и заключалось отличие в получении образования от специальных общеобразовательных школ.
За 38 лет функционирования специальных классов и 14 лет функционирования классов интегрированного обучения и воспитания школа накопила положительный опыт работы внутришкольной интеграции учащихся с нарушением слуха, с трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи. В течение всего этого периода происходило постоянное преобразование образовательного пространства учреждения по созданию специальных условий взаимодействия учащихся в условиях интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и здоровых сверстников. В работу по адаптации и социализации учащихся были включены все субъекты образовательного процесса – учащиеся, учителя, педагоги дополнительного образования, законные представители, общественность.

В основу интегрированных процессов были положены следующие принципы:


- формирование психологической готовности и толерантности школьников к ориентация на - потенциальные возможности ребенка, а не на нарушение; включение учащихся с проблемами в развитии в социальную среду школы и обеспечение положительных межличностных отношений;
- разделение ответственности за сохранение, формирование своего здоровья, здоровья близких, сверстников, окружающих, изменение поведенческих навыков; - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для каждого собственной образовательной траектории;
- демократия и равенство всех участников образовательного процесса.

В результате многолетней работы коллектива учреждения образования по организации интегрированного обучения разработана образовательная модель, которая позволяет создать оптимальные условия для всех учащихся, осуществлять необходимую коррекционную помощь и обеспечивать успешную социализацию в обществе.
Уникальность опыта учреждения заключается в варьировании выбора законными представителями образовательного маршрута в рамках школы. Получив первоначальные навыки в специальном классе, учащиеся имеют возможность перехода в обычный класс и обучения наравне со слышащими учащимися. Первый опыт переводов был получен в 2011/2012 учебном году, когда учащаяся с КИ была переведена из второго специального класса во второй общеобразовательный класс, и уже в течение 4 лет успешно осваивает программу общего среднего образования со слышащими учащимися.
В 2014/2015 учебном году учащийся из 3 специального класса был переведён в 3 общеобразовательный класс.

В школе созданы равные возможности для всех категорий учащихся:

- классы для детей с нарушением слуха оснащены звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования УНИТОН-М;
- практически в каждом кабинете имеется персональный компьютер;
- 16 классов оборудованы интерактивными досками;
- создан лингафонный кабинет;
- 2 компьютерных класса;
- мастерские для технического и обслуживающего труда;
- кабинеты для коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия;
- пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинеты психолога и педагога социального.

Имеются библиотека, актовый зал, зал для музыкально-ритмических занятий, раздевалки, душевые.

Учащиеся специальных классов протезированы современными индивидуальными цифровыми аппаратами или кохлеарными имплантами. Коллектив педагогов стремится помочь им в улучшении качества восприятия речи.
В учреждении обучение основывается на устном методе, направленном на развитие словесной речи учащихся как основного средства коммуникации, поэтому использование современных эффективных средств, повышающих качество восприятия речи, является приоритетной задачей.
Система работы с такими детьми включает в себя организацию коммуникативно-образовательного пространства на учебных, коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия, во внеклассной деятельности, а также в рамках работы групп продлённого дня.
Занятия по развитию устной речи и слухового восприятия проводятся в специально оборудованных кабинетах (их в школе 5). В каждом кабинете установлены акустические потолочные и стеновые панели Ecophon, благодаря которым в кабинете создаётся благоприятная акустическая среда, снижается уровень реверберации звука, повышается уровень разборчивости речи, создаются условия для улучшения концентрации внимания и кратковременного запоминания, снижается уровень нервно-психического напряжения.

Коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия включают следующие направления коррекционной работы: развитие произносительных навыков; всестороннее развитие слухового восприятия; обучение восприятию и пониманию речи; накоплению и использованию коммуникативного словаря; развитие фразовой и связной речи; формирование лексико-грамматического строя и коммуникативного поведения (умение адекватно реагировать на поведение и ситуативные реакции окружающих; владение навыком активного слушания; умение вести диалог на разные темы).
В арсенале каждого сурдопедагога имеется мультисенсорный речевой тренажёр Интон-М, который представляет собой целостную функциональную систему, задействующую три базовых сенсорных канала речевого воздействия: слуховой (остаточный слух), зрительный и вибрационно-тактильный.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволили преобразовать образовательную среду учебного занятия для учащихся с нарушением слуха. В каждом кабинете имеется компьютер, 16 кабинетов оборудованы интерактивными досками. Использование компьютера, интерактивной доски, компьютерных программ, различных мультимедийных ресурсов повышает эффективность и качество образовательного процесса, а также максимально удовлетворяет особые образовательные потребности учащихся с особенностями развития.
Интерактивная доска позволяет визуализировать понятия, словесные конструкции, недоступные для понимания слабослышащим учащимся. Использование интерактивной доски в процессе обучения позволяет учащимся легче устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, решать задачи, выделять главное.
В современных образовательных условиях подготовки учебного материала к урокам в школе является создание мультимедийных презентаций. Учителя многие годы разрабатывают программные продукты с помощью PowerPoint для использования на учебных и внеклассных занятиях. Важную роль в организации образовательного процесса слабослышащих учащихся играют видеоматериалы, связанные с изучением различных процессов и явлений.

Достижение высокого качества образования в сочетании с высоким уровнем коррекции в развитии каждого ребёнка – важное условие для наиболее полной социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития к реальностям современного мира. Так впервые столкнувшись с информационно-коммуникационными технологиями ещё в начальной школе, уже в среднем звене ребята самостоятельно используют интернет-ресурсы как для поиска необходимой учебной информации, так в личных целях, например, для межличностного общения.
В инклюзивном (интегрированном) образовании качество обучения и воспитания, равенство возможностей обеспечивается гибкой системой организации образовательного процесса, позволяющим учащимся овладевать обязательным компонентом школьного образования, а дополнительное образование получать на факультативах, занятиях по интересам. Дополнительное образование и досуговая деятельность направлены на личностное развитие учащихся, формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном, физическом совершенствовании; социализацию, профессиональную ориентацию, организацию свободного времени.
Дополнительное образование и досуговая деятельность в учреждении построена на следующих принципах:
всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство – если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше. Это что-то нужно искать;
неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным;

Для реализации этих принципов созданы эстетические и познавательные центры учащихся:

«Эрудит» - изучение учебных предметов на факультативных занятиях, участие в интеллектуальных конкурсах, предметных неделях, олимпиадах, проектах, развивающих интеллектуальные способности учащихся.

«Олимп» - спортивные секции по волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, корфболу. Сборные команды детей по баскетболу, плаванию, футболу занимают призовые места в спортивных соревнованиях среди воспитанников специальных школ для детей с нарушением слуха, в районных, городских и республиканских соревнованиях среди обычных детей.
«Чаровница» - ансамбли танца «Школьные годы», «Вдохновение», театр жестовой песни «Поющие руки» - дипломанты и победители городских и республиканских фестивалей самодеятельного художественного творчества «Вясёлкавы карагод» (2004г., 2005г., 2007г., 2010г., 2016г.)
«Фантазия» - кружки «Бисероплетение», «Арт-дизайн» (валяние из шерсти), изостудия «Юный художник».

Традиционной стала акция «Живёт повсюду доброта», приуроченная к международному Дню инвалидов. В течение недели проводятся различные мероприятия: выставка «Город Мастеров», спортландия – спортивный праздник с участием чемпионов Европы и мира по Олимпийским и Паралимпийским играм. Мероприятие завершается праздничным концертом. Главные участники – учащиеся с нарушением слуха.
Своеобразным ежегодным итогом совместной работы учителей-дефектологов, учителей начальных классов для детей с нарушением слуха и учащихся с нарушением слуха является мероприятие «Речевая конференция», которое проводится в форме театральных постановок. Учащиеся демонстрируют внятность произношения, плавность и выразительность речи, актерские способности. В данном мероприятии благодарными зрителями являются учащиеся параллельных классов общеобразовательной школы. Такое мероприятие позволяет снять эмоциональное напряжение между миром слышащих и неслышащих, преодолеть барьеры коммуникации (учащиеся с нарушением слуха осознают, что с помощью речи они могут общаться практически на равных).

В 2013 году на базе школы открылся ресурсный центр «Инклюзивное обучение и воспитание». Основной целью деятельности ресурсного центра является распространение эффективного педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха, как среди педагогов района, так и среди педагогов специального образования города. Вопросы интеграции детей с кохлеарными имплантами одно из проблемных полей ресурсного центра. В рамках данного вопроса учреждение сотрудничает с Ресурсным центром оказания комплексной помощи детям и молодёжи с нарушением слуха специальной общеобразовательной школой № 14 для детей с нарушением слуха. В этом году был проведен круглый стол «Организация работы с детьми после кохлеарной имплантации». В данном мероприятии приняли участие: РНПЦ Оториноларингологии, Благотворительный гуманитарный местный фонд «Гармония звука», учителя-дефектологи ЦКРОиР, учителя-дефектологи специальных учреждений для детей с нарушением слуха. Педагоги учреждения представили зарубежный опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации, поделились собственными наработками в области обучения детей после кохлеарной имплантации.

Педагоги учреждения принимали участие в международных семинарах и конференциях: «Разные дети – равные возможности» (2013г.), «Tempus Inovest» (2014-2015г.г.), «Инклюзивные процессы в образовании» (2016г.).

Наш опыт работы привёл к следующим положительным результатам:

- ребёнок с ограниченными возможностями получил шанс интегрирования в общество, реальный шанс реализовать себя;
- педагогический коллектив сделал значительный шаг в повышении своего педагогического мастерства;
- родители детей с особенностями в развитии осознали преимущества образования и воспитания в условиях интеграции;
- сверстники детей с ограниченными возможностями стали более внимательными и чуткими; и те, и другие учатся понимать друг друга, оказывать помощь;
- школа смогла создать приемлемый климат для каждого, необходимое партнерство с семьей, различными организациями.

Организация коррекционно – педагогической помощи учащимся, компенсированным кохлеарными имплантами, в школе

В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти» на равнее со слышащими сверстниками обучаются учащиеся с нарушением слуха. Среди учащихся с нарушением слуха осваивают образовательную программу учащиеся, компенсированные кохлеарными имплантами.

В школе организовано тесное коррекционно–педагогическое сотрудничество, которое обеспечивается совместными усилиями учителей класса, сурдопедагогами и воспитателями.

Обучение слабослышащих и учащихся с кохлеарными имплантами в школе основывается на:

- изучении индивидуальных, речевых, мыслительных особенностей учащихся;
- совместном планировании речевого материала: учитель– дефектолог – учитель класса – воспитатель;
- осуществлении преемственности в работе между педагогами;
- активном включении родителей и близких ребёнка в процесс формирования речи;
- включении учащихся, компенсированных кохлеарными имплантами в активную учебную и внеурочную деятельность: игровую, трудовую.

Педагогами, работающими в данных классах, совместно с сурдопедагогами разрабатываются рабочие программы, в которых интегрируется учебный материал общеобразовательных и коррекционных программ так, чтобы на уроке учащиеся с разным уровнем речевого и слухового развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Учитель–дефектолог (сурдопедагог) постоянно оказывает методическую помощь учителю класса по вопросам развития речевой коммуникации учащихся с кохлеарными имплантами.

На начальном этапе школьного обучения учащихся, компенсированных кохлеарными имплантами важно, чтобы у них был налажен контакт с другими учащимися класса и педагогами, продолжать вырабатывать у них потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи. В процесс реабилитации должны быть вовлечены все педагоги, работающие с учащимися и их родители.

Формирование у учащихся с кохлеарными имплантами речи как средства общения в целом сходно со слабослышащими учащимися, эффективно использующими слуховые аппараты, и нормально слышащими учащимися. Сурдопедагог согласно расписанию проводит индивидуальные занятия с учащимися, которые включают следующие направления коррекционной работы:

- развитие произносительных навыков: логопедические приёмы коррекции произношения;
- работа над звукобуквенной и слоговой структурой слова;
- автоматизация звуков на речевом материале (слоги, слова, фразы, чистоговорки). всестороннее развитие слухового восприятия:
- развитие неречевого и речевого слуха; развитие фонематического восприятия;
- обучение восприятия и понимания речи;
- накопление и использование коммуникативного словаря;
- развитие слухо-речевой памяти: запоминание на слух 2, 3 и более слов;
- слушание коротких текстов, стихов, выбор картинки к ним, беседа по прослушанному тексту;
- развитие фразовой речи;
- формирование лексико-грамматического строя: ознакомление с грамматическими категориями;
- понимание и использование грамматических конструкций в собственной речи;
- работа по коррекции аграмматизмов;
- развитие связной речи;
- формирование коммуникативного поведения;
- умение адекватно реагировать на поведение и ситуативные реакции окружающих;
- владеть навыком активного слушания;
- умение вести диалог на разные темы.

На уроках учитель класса формирует коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;
- умение осуществлять взаимный контроль;
- умение оценивать правильность выполнения задания сверстников.

Также учитель класса формирует организационные умения и навыки и умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения при фронтальной форме организации работы создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Созданные в классе условия по формированию речевых умений у учащихся с кохлеарными имплантами, оказывают положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции.

На уроках для формирования различных речевых умений используются следующие формы работы:

- работа парами;
- работа бригадами;
- работа под руководством маленького учителя.

Все выше перечисленные формы работы способствуют развитию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением слуха и с кохлерными имплантами.

Наши учащиеся имеют возможность посещать музыкально-ритмические занятия «Ритмика и танец». Всеми специалистами школы широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски), позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На уроке учитель активно использует заранее приготовленные презентации.

Педагоги ищут пути и средства для создания мотивации к использованию речи: работают над формированием речевых штампов, «оречевлением» желаний, потребностей, включают учащихся с кохлерными имплантами в речевую деятельность, организуют ситуации общения с одноклассниками в свободной обстановке. Педагоги используют каждую естественно складывающуюся бытовую ситуацию для развития понимания речи ребенком, а также создают игровые ситуации. Именно в ситуации коллективной деятельности: трудовой (например: ремонт книг в библиотеке, уборка класса), совместные дни рождения (поздравления одноклассников, хороводы), а особенно игровой, происходит динамика в речевом поведении учащихся.

На переменах организуются подвижные игры с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и другие. Постепенно дети начинают принимать участие в играх, их выбирают ведущими, им приходится оречевлять свои действия, адекватно реагировать на речевые инструкции, они вынуждены обращаться к слышащим сверстникам, а педагоги постоянно оказывают помощь при построении высказывания.

Включение учащихся во внеурочную деятельность является немаловажным для накопления социального опыта. В рамках дополнительного образования в школе функционируют различные кружки и секции, которые с большим удовольствием посещают и учащиеся с кохлерными имплантами: «Юный художник», «Арт – дизайн», спортивные секции. Учащиеся с нарушением слуха совместно со слышащими сверстниками принимают активное участие в школьных предметных неделях, конкурсах и соревнованиях.

Сурдопедагогами и учителями оказывается консультативная помощь родителям как правильно организовать помощь детям дома, знакомят их с методами и приёмами работы по формированию слухового восприятия и устной речи, а также уделяют особое внимание необходимости продолжения работы специалистов для закрепления речевых навыков.

Мы считаем, что в школе созданы необходимые условия для развития коммуникативных навыков, слухового восприятия учащихся с помощью кохлеарных имплантов, усвоения общеобразовательной программы. У учащихся, компенсированных кохлеарными имплантами, постепенно повышается речевая активность, накапливается словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. Всё это обеспечивает положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся с нарушением слуха

Современный уровень образовательного процесса требует активного использования программных средств учебного назначения и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.

Средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах. Использование специальных компьютерных программ позволяет максимально удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с особенностями психофизического развития.

Современные средства обучения применяются в организации всех видов образовательной деятельности: на учебных, факультативных и коррекционных занятиях, а также во внеурочной деятельности.

Одним из наиболее эффективных и новейших средств информационно-коммуникационных технологий является интерактивная доска. В учреждении образования в 2013 году 16 кабинетов оборудованы интерактивными досками. Практически в каждом кабинете имеются компьютеры. Всё это послужило толчком для повышения компьютерной грамотности педагогов и развитию информационных технологий в школе. В марте 2013 года Институтом повышения квалификации и переподготовки БГПУ имени Максима Танка на базе школы были проведены курсы повышения квалификации на тему: «SMART – технологии в образовании. Интерактивная доска: теория и практика».

Интерактивная доска - это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал увлекательно, позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение темы и помочь разобраться в ее содержании, быстро проверить выполненное задание. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

Использование на уроке и во внеклассной работе интерактивной доски значительно повышает учебную мотивацию. Все ученики с большим желанием выходят отвечать к интерактивной доске, решают предложенные примеры, задачи, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выбирают картинки и т. д. Дети имеют возможность быстро получить подтверждение правильности своего выбора или попытаться исправить ошибки.

У детей с нарушениями слуха потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Кроме того, если речь идет о младших школьниках, то надо учитывать преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся собранными, внимательными.

С помощью интерактивных объектов можно создать разные интересные типы заданий с последующей или текущей проверкой: вставить пропущенные слова в текст; распределить слова или предметы по группам; составить слова по теме урока, используя текстовые и графические подсказки; найти невидимый текст при передвижении объектов страницы; подобрать слова по заданию и т.д.

Особую значимость приобретает использование интерактивной доски при коммуникативно-ориентированном обучении на уроках иностранного языка. Педагоги используют такие возможности, как перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета или шрифта, что позволяет заинтересовать учащихся, усвоить новые слова, понятия. Заранее подготовленный тематический материал, обучающие и проверочные тексты и упражнения, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, контроля и самоконтроля. Такие приёмы, как «Текст с пропусками», «Заполнение пробелов», «Убери лишнее», «Шторка» и другие помогают учителю организовать процесс обучения слабослышащих учащихся иностранному языку, сделать его интересным и понятным.

В своей работе учителя широко используют готовые ЭСО и программные продукты.

«Лента времени», разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО Автор: О.И. Кукушкина Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская. При работе с данной программой от ребёнка требуется рассмотреть фотографии (образы) окружающего мира и соотнести их с определёнными сезонами года.

«Городской двор». Авторами создан уникальный инструмент, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Наши педагоги широко используют компьютерные игры для развития речи и формирования правильного произношения:
logo

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Программа содержит четыре раздела:

- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Программно-методический комплекс «Наставник» - это серия мультимедийных многопользовательских обучающих комплексов, дополнительных программных комплексов и инструментальных средств. С их помощью можно организовать систематический учебный мониторинг, точную диагностику и эффективную коррекцию в пробелах в знаниях учащихся. logo

В серию входят:

- «Математика –- начальная школа»
- «Русский язык – начальная школа»

Серия наставник постоянно развивается и усовершенствуется. Одной из наиболее удачных форм подготовки учебного материала к урокам в школе является создание мультимедийных презентаций. Учителя уже многие годы разрабатывают программные продукты с помощью PowerPoint для использования на учебных и внеклассных занятиях.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно компоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Особую роль в организации образовательного процесса играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений.

В учебном процессе слабослышащему учащемуся иногда бывает трудно объяснить на словах следующие явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря возможностям которой учащемуся становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально.

Достижение высокого качества образования в сочетании с высоким уровнем коррекции недостатков в развитии каждого ребенка – важное условие для наиболее полной социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития к реальностям современного мира. Так, впервые столкнувшись с информационно-коммуникативными технологиями ещё в начальной школе, уже в среднем звене ребята самостоятельно используют интернет-ресурсы, социальные сети как для поиска необходимой учебной информации, так в личных целях, например, для межличностного общения.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии – это эффективное средство для вовлечения учащихся в образовательный процесс (помогает живо и увлекательно излагать материал), повышения познавательной активности (удерживает внимание и вызывает неподдельный интерес у ребят) и уровня понимания учебного материала.